Ежегодно в первое воскресенье августа в России празднуется День Железнодорожника. История праздника уходит корнями во времена царской России, когда его отмечали в день рождения Императора Николая I. В период его правления в Российской империи построили первую железную дорогу, соединившую Петербург и Царское Село.
После Октябрьской революции, с приходом советской власти, царские праздники, включая День железнодорожника, отменили. Его празднование возобновилось только в 1936 году, после того как работники железной дороги обратились к Иосифу Сталину с просьбой возобновить празднование Дня железнодорожника, как дня «максимальных трудовых усилий во славу Родины…». С тех пор День железнодорожника стали отмечать в первое воскресенье августа.
Это не единственная праздничная дата, которую в этом году отметят в Великолукском депо: в сентябре исполнится 120 лет со дня открытия железнодорожного движения по станции Великие Луки.
Накануне Дня железнодорожника корреспонденты iluki.ru побывали в локомотивном депо Великих Лук, где узнали, как история железной дороги повлияла на развитие нашего города, какую страшную цену пришлось заплатить железнодорожникам, трудившимся на благо родины во время Великой Отечественной войны, а также познакомились с инновационными тепловозами, поступившими в парк депо в 2018 году.
Железнодорожный комплекс в России – один из крупнейших во всем мире. Общая протяженность железнодорожных путей в нашей стране превышает 120 тысяч километров.
Великолукское депо, которое в следующем году будет праздновать 115-летие своего основания, в наши дни разделено на две составляющие: эксплуатационное локомотивное депо Великие Луки и сервисное локомотивное депо «Великолукское». Эксплуатационное и ремонтное депо совместно обеспечивают один непрерывный технологический процесс, главной задачей которого являются пассажирские и грузовые перевозки. От этого симбиоза напрямую зависит качество услуг, предоставляемых на «Российских железных дорогах».
Железная дорога дала толчок к росту и дальнейшему развитию Великих Лук из небольшого поселения в крупный торгово-промышленный и культурно-образовательный центр юга Псковской области. Ведущий инженер эксплуатационного локомотивного депо Геннадий Балакирев, который заведует музеем истории великолукского депо, рассказал, что для нашего города железная дорога является градообразующим предприятием:
«Когда-то Великие Луки были небольшим городком с населением около 4 тысяч человек, а станция Великие Луки ничем не отличалась от других небольших соседних станций. Местная экономика начала развиваться только когда купцы и торговцы, жившие в районе станции, решили наладить товарооборот с помощью железной дороги. Благодаря этому из деревень в город на заработки потянулись крестьяне, а вся последующая история города была связана с железной дорогой. Если бы не образовался такой мощный железнодорожный узел, соединявший Великие Луки, Новосокольники и Невель, то, вероятно, вся история нашего города развивалась бы по-другому», - рассказал Балакирев.
Во время Великой Отечественной войны коллектив Великолукского паровозного депо принимал активное участие в боевых действиях. Одни воевали на фронте, другие обеспечивали перевозки в прифронтовой полосе, а созданные вместо депо военно-эксплуатационные формирования занимались ремонтом подвижного состава. Из коллектива депо, который перед началом войны насчитывал 800 человек, вышло четыре Героя Советского Союза и один Герой Социалистического Труда. В 1941 году советский писатель и журналист Илья Эренбург написал о подвиге железнодорожников такие слова:
«Железные дороги — сосуды, по ним течёт кровь страны: снаряды и хлеб, бомбы и нефть. С доверием смотрит Красная Армия на железнодорожников: это братья по оружию — один стреляет, другой подаёт патроны… Когда настанет День Победы, наши бойцы первые вспомнят о железнодорожниках…»
Восстановление разрушенного железнодорожного узла, пострадавшего от бомбежек немецко-фашистских захватчиков, началось сразу после освобождения города. Один из самых тяжелых налетов на депо произошел в ночь с 19 на 20 июля 1944 года, спустя полтора года после Великолукской наступательной операции. Тогда на своем рабочем месте погибло 20 железнодорожников, в память о которых на территории депо установлен мемориал.
После войны, начиная с середины 60-х годов, в депо начался переход с паровозной на тепловозную тягу. Локомотивный парк пополнился грузовыми тепловозами М62 и ТЭП60, которые затем заменили на более мощные 2ТЭ116 и ТЭП70, а с 2018 года в эксплуатацию начали поступать самые современные тепловозы 2ТЭ25КМ, которых сейчас в депо насчитывается около 70-ти.
7 мая, в преддверии празднования Дня Победы, двум новым локомотивам были присвоены имена Героя Советского Союза Петра Шлюйкова и Героя Социалистического труда Михаила Кушнера – машинистов, чья довоенная и послевоенная жизнь была связана с работой с Великолукским паровозным и тепловозным депо.
История железной дороги неразрывно связана с историей семей, которые вместе трудились в депо. По традиции, династией железнодорожников считают те семьи, где в депо работало не менее трех поколений. Такие семьи есть не только среди машинистов, но и в ремонтном депо. Яркий пример – династии Бедняжонковых и Пановых, которые участвовали в строительстве Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, действовавшей в России с 1869 по 1918 годы. Уже пятое поколение этих династий продолжает работу в депо города на Ловати.
Династия Тихановых – еще один пример династии великолукских железнодорожников. Пойдя по стопам своего отца и деда, Алексей Тиханов пришел работать в депо в конце 90-х рядовым электриком, а в 2010 году, закончив институт, стал мастером участка производства котельной. Дед Алексея работал в депо путейцем, а отец – мастером пескохозяйства. Сейчас вместе с Алексеем трудится его сын Владимир. После того, как он закончил ПГУПС в 2016 году, Владимир Тиханов начал работать в депо инженером по ремонту устройств безопасности на локомотиве. Владимир признается, что эта работа ему нравится, и покидать ее в ближайшее время он не намерен.
В 1997 году в локомотивное депо помощником машиниста пришел работать Александр Калинин. Его отец был машинистом, поэтому мечта самому управлять поездом появилась у Александра еще в детстве. Сейчас он работает в депо машинистом-инструктором по обучению локомотивных бригад. На специальных тренажерных комплексах, симулирующих управление поездом на железной дороге, он подготавливает будущие поколения машинистов. Старший брат Александра – Игорь, тоже машинист и в данный момент находится на рабочем месте, то есть ведет пассажирский поезд.
На сегодняшний день в Великих Луках насчитывается около 20 династий, которые связали свою судьбу с железной дорогой. Как говорят сами железнодорожники, совершенно неважно, работают эти люди в эксплуатационном или в сервисном депо. Судьба каждого отдельного человека тесно переплетена с судьбами других людей, а значит все заслуги и слава у железнодорожников общие.
16+
Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц старше 16 лет. © Информационно-деловой портал iluki.ru Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-45157 от 20 мая 2011 г. Учредитель - ООО "МТК". Проект группы компаний “МАРТ”. Главный редактор Васильев С.В. Тел/Факс редакции: 8(81153)45-004; E-mail редакции: red@iluki.ru, по рекламе reklama@iluki.ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на iluki.ru обязательна!
© 2025 iluki.ru. Все права защищены.