Во время летнего отдыха многие дети забывают о правилах безопасного поведения, как на улице, так дома и в школе. Поэтому в конце каникул им необходимо регулярно напоминать правила безопасности жизнедеятельности. Сочетание «дети и дорога» – гремучая смесь и требует самого неусыпного контроля со стороны взрослых. Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах, в городском транспорте должна быть систематической и вестись с раннего возраста.
Дети видят дорогу по-другому!
Для детей дорога зачастую выглядит совершенно не так, как для взрослых. Ниже описаны наиболее яркие особенности психологического восприятия движущегося автомобиля детьми младшего возраста.
Детский глазомер
Дети, достигшие примерно трехлетнего возраста, уже вполне способны отличить стоящий на месте автомобиль от движущегося. Однако дать реальную оценку опасности движущегося в их сторону автомобиля ребенок не в силах из-за своих возрастных особенностей психики. Маленькие дети не могут реально оценивать ни дальность расстояния, на котором находится автомобиль, ни его примерную скорость движения. Ну, а про то, что у любого автомобиля существует определенный тормозной путь, ребенок и подавно знать не может. В сознании практически любого малыша настоящий автомобиль ничем не отличается от игрушечного, который можно остановить немедленно.
Источники звука
В строении слухового аппарата ребенка есть свои особенности. Из-за этого дети примерно до шести лет еще плохо определяют, откуда раздается тот или иной звук. И звук движущегося автотранспорта не стал счастливым исключением из этого правила – маленький ребенок очень часто не может определить шум подъезжающего автомобиля.
Избирательное детское внимание
Возрастные особенности детской психологии таковы, что внимание ребенка исключительно избирательное. Именно из-за этого маленький ребенок не способен концентрировать свое внимание сразу на нескольких объектах дольше, чем на две – три секунды. Потом ребенок выхватывает из общей картины только один объект, на котором и концентрирует все свое внимание. Как правило, ребенок обращает внимание на тот объект, который ему интересен именно в данный момент, например, на мячик, выкатившийся на проезжую часть. Ребенок приближающейся машины просто-напросто не заметит, и, к несчастью, может приключиться беда.
Процесс торможения работы нервной системы
У ребенка первых десяти лет жизни центральная нервная система развита не до конца, поэтому он реагирует на ситуации опасности совсем не так, как взрослые. Увидев перед собой машину, 9 из 10 малышей замрут от ужаса, прикрыв глаза ладошкой. В их мозгу сработает ложный стереотип, присущий всем деткам без исключения: «если я не вижу опасности, значит, ее не существует, и со мной все будет хорошо! К огромному сожалению, по подобному сценарию происходит две трети всех дорожно-транспортных происшествий с участием малышей.
Особенности зрения малышей
Примерно до 7 – 8 летнего возраста у всех без исключения детей отмечается «туннельное зрение». При таком типе зрения мозг ребенка воспринимает только тот объект, который находится непосредственно перед ребенком. Боковое зрение просто отсутствует. И если увидеть машину, которая движется навстречу малышу, он еще может, то приближающийся сбоку автотранспорт он точно заметить не в состоянии. Кстати говоря, именно поэтому для ребенка должно стать золотым правило дорожного движения, перед переходом дороги посмотреть по сторонам – сначала в левую сторону, а затем в правую.
Неадекватная оценка опасности
В силу своего возраста для ребенка все большое кажется очень страшным. Реакцию ребенка прежде всего вызывают габариты машины, а вот на его скорость кроха не обращает абсолютно никакого внимания. Медленно движущийся грузовик ребенок расценивает как намного большую опасность, чем мчащаяся на большой скорости легковая машина. Обязательно обратите внимание на эту особенность детской психики и постоянно обращайте внимание крохи на правильные критерии оценки опасности.
Низкий рост
Еще одним противником малыша на дороге является его маленький рост. С высоты своего роста ребенок зачастую просто физически не способен оценить реальную обстановку на дороге, особенно если на обочине около пешеходного перехода припаркованы автомобили. Дорога глазами детей выглядит совсем иначе. Да и водителю заметить столь юного пешехода сложнее, особенно если речь идет о грузовых машинах.
Начиная с раннего возраста, малышей необходимо знакомить с правилами дорожного движения, несмотря на то, что они – пассивные участники движения (при переходе дороги их держат за руку). Всегда надо помнить о том, что формирование сознательного поведения на дороге и в транспорте – это длительный процесс. Ежедневное соблюдение правил дорожного движения – самый надёжный способ сохранить свою жизнь и жизнь детей на дорогах!
16+
Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц старше 16 лет. © Информационно-деловой портал iluki.ru Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-45157 от 20 мая 2011 г. Учредитель - ООО "МТК". Проект группы компаний “МАРТ”. Главный редактор Васильев С.В. Тел/Факс редакции: 8(81153)45-004; E-mail редакции: red@iluki.ru, по рекламе reklama@iluki.ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на iluki.ru обязательна!
© 2024 iluki.ru. Все права защищены.