Есть города, которые с полным правом могут называться городами железнодорожников. На юге Псковской области это, безусловно, Великие Луки и Новосокольники. История каждого из них уже больше века тесно связана с историей железнодорожного транспорта. И каждый год профессиональный праздник – День железнодорожника – в таких городах становится настоящим общегородским праздником.
А ещё каждый такой город имеет свои интересные памятники, исторические объекты и необыкновенные экспонаты, связанные с этим видом транспортного сообщения. Великим Лукам в этом плане повезло, здесь связь истории и современности легко прочувствовать благодаря тому, что вот уже больше сорока лет у них есть Музей истории локомотивного депо Великие Луки.

В преддверии Дня железнодорожника мы с удовольствием побывали в нём. В одном репортаже рассказать всё о его экспозиции, интересных людях, которых он объединяет, их планах и об истории самого музея просто невозможно. Да и не нужно. Гораздо важнее ощутить, что музей интересен и важен и ветеранам железнодорожных предприятий, и тем, кто только пришел работать в эту сферу, а также просто людям, которым небезразлична история своей страны.
Почему Великие Луки можно назвать городом железнодорожников? Да потому, что железная дорога пришла в этот город в 1901 году. Именно тогда здесь проехал первый поезд. А уже 1 января 1907 года началась трудовая деятельность предприятия, которое тогда называлось Малые паровозные мастерские. Именно из него и выросли те предприятия железнодорожной отрасли, которые работают в городе сейчас.
Кстати, и сам Музей уже можно назвать историческим объектом. Идея его создания родилась по инициативе самих железнодорожников ещё в 1965-м году. Открытие состоялось в 1971 году, в день их профессионального праздника. И тогда, и сейчас музей пополняется экспонатами во многом благодаря рядовым сотрудникам предприятий и инициативе неравнодушных граждан. Например, вот одно из последних приобретений.

Видимо, именно поэтому Музей истории локомотивного депо легко перерос свои первоначальные границы и теперь с полным правом может называться исторически-мемориальным комплексом. Да и как иначе, ведь такой потрясающий экспонат как самый настоящий паровоз, начавший свой трудовой путь в 1952 году, никак не смог бы поместиться в стенах музея. Примечательно, что инициативу сохранить его поддержали и рядовые работники, и руководство. Благодаря совместным усилиям этот красавец теперь сохранен для истории. Особенно приятно, что имя его создателя, конструктора Лебедянского, тесно связано с Великими Луками. Именно здесь он учился, и именно сюда вернулось и здесь осталось его мощное и одновременно изящное творение.

В музейный комплекс входит также памятник железнодорожникам, погибшим в Великой Отечественной войне.

А в самом музее хранится много уникальных экспонатов, относящихся к тяжелому для всей страны военному и послевоенному периоду.
Накануне своего профессионального праздника здесь неизменно встречаются ветераны железнодорожных предприятий, работающих в Великих Луках. Общаются между собой и с коллегами-железнодорожниками, узнают новости, обсуждают перемены.

И Музей старается их не разочаровывать, ведь планы у него далеко идущие и, похоже, никогда не заканчивающиеся. Вот сейчас, например, собираются добавить к паровозу водоразборную колонку, которая тоже представляет историческую ценность.

Среди инициатив есть и более масштабный проект сохранения водонапорной башни, расположенной рядом с территорией нынешнего локомотивного депо. Этот образец технической архитектуры ценен для истории города, практически до основания разрушенного в годы войны. Так что эта башня – один из немногих сохранившихся исторических объектов. Все постройки на великолукском железнодорожном узле начались именно с нее в самом начале прошлого века, и до сегодняшнего дня башня хранит следы осколков бомб и снарядов Великой Отечественной войны. В настоящее время обсуждается возможность не просто сохранить водонапорную башню как частичку истории города и железной дороги, а, например, сделать ее пригодной для астрономических наблюдений школьников из находящейся рядом новой школы.

В преддверии Дня железнодорожника мы с особенным удовольствием желаем этим интересным проектам успешного воплощения!
16+
Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц старше 16 лет. © Информационно-деловой портал iluki.ru Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-45157 от 20 мая 2011 г. Учредитель - ООО "МТК". Проект группы компаний “МАРТ”. Главный редактор Васильев С.В. Тел/Факс редакции: 8(81153)45-004; E-mail редакции: red@iluki.ru, по рекламе reklama@iluki.ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на iluki.ru обязательна!
© 2025 iluki.ru. Все права защищены.