В реставрационном центре имени Грабаря завершил работу выставочный проект «Спасти и сохранить». С 15 июля по 26 сентября жители и гости столицы смогли увидеть сразу восемь уникальных икон XVI века, которые в годы Великой Отечественной войны были похищены фашистами и вывезены за пределы Советского Союза.
В послевоенное время памятники прошли реставрацию в центре Грабаря. Это иконы «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Преображение Господне», «Воскресение – Сошествие во ад», «Вознесение Господне», «Успение Богоматери» из праздничного ряда XVI века.
Сохранившиеся иконы относятся к одному из направлений псковской живописи периода активного строительства высоких иконостасов. Это направление псковской иконописи, тяготеющее к московскому искусству, не имело широкого распространения и отличалось своей самобытностью. Созданы иконы около середины XVI века и стилистически во многом близки иконам-двухрядицам (праздничный и деисусный ряды) Дмитриевского чина, представленным в действующей экспозиции Псковского музея.
Отметим, что уникальные памятники из коллекции Псковского музея выставлялись в Москве в рамках проекта «Спасти и сохранить», который познакомил посетителей с судьбами произведений, переживших войну, и реставраторами, ставших их защитниками.
История похищения и возвращения икон в Псковский музей после Великой Отечественной войны:
Иконы поступили в Псковский музей до 1935 года, но неизвестно из какого храма, так как во время Великой Отечественной войны музейные описи, содержавшие информацию о происхождении музейных предметов, бесследно исчезли.
В 1941-44 годы псковское собрание икон было вывезено немецко-фашистскими оккупантами в Ригу, а оттуда в Германию. После капитуляции Германии большая часть культурных ценностей, перемещённых из Новгорода, Пскова, пригородов Ленинграда и других регионов СССР и Европы, была сосредоточена в Мюнхенском сборном пункте в американской зоне оккупации, где американскими и советскими специалистами проводились идентификация принадлежности культурных ценностей и их подготовка к возврату. В 1948 году 2 вагона с музейными предметами из Новгорода и Пскова были доставлены в Новгород. Часть псковского собрания икон в том же году вернулась в Псков, но сотрудники Псковского музея не смогли определить принадлежность еще более 150 псковских икон, и они продолжали оставаться в Новгородском музее.
В 1955 году выдающийся специалист в области древнерусского искусства, сотрудник Центральных государственных реставрационных мастерских им. академика И.Э. Грабаря Николай Николаевич Померанцев провёл обследование фондов Новгородского музея, в том числе проанализировал учётные обозначения на иконах. И в последующие годы выявленные им псковские иконы вернулись в Псковский музей.К этой партии возвращённых музейных ценностей Пскова относятся и иконы из праздничного ряда XVI века, экспонирующиеся в настоящее время на выставке во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. акад. И.Э. Грабаря.
В 1968-1970 годы эти иконы были реставрированы, в том числе раскрыты от поздних записей, искажавших подлинную живопись, реставраторами центра им. Грабаря, среди которых такие выдающиеся мастера как А.Н. Овчинников и М.В. Наумова.
В 1970 году все восемь сохранившихся икон праздничного ряда, в числе других отреставрированных в центре им. Грабаря псковских икон, экспонировались на выставке «Живопись древнего Пскова», проходившей в Москве и Ленинграде. Главным организатором выставки был Савелий Васильевич Ямщиков, работавший тогда в центре им. Грабаря. На выставке впервые были показаны многие вновь раскрытые произведения средневековой живописи Пскова, и она стала важной вехой, можно даже сказать, – переломным моментом, в истории изучения искусства древнего Пскова.
Все, представленные на выставке иконы, которые принадлежали Псковскому музею, вошли в первую экспозицию древнерусской живописи, созданную по инициативе и усилиями её организатора С.В. Ямщикова и реставраторов центра им. Грабаря вскоре после завершения экспонирования выставки в Ленинграде.
Специально для Пскова С.В. Ямщиковым были изданы буклеты, включавшие только иконы из собрания Псковского музея, в том числе и иконы из разных праздничных рядов.
Сохранившиеся восемь икон относятся к одному из направлений псковской живописи периода активного строительства высоких иконостасов. Это направление псковской иконописи, тяготеющее к московскому искусству, не имело широкого распространения. Для него характерны тонкий красочный слой, лишённый обычной для Пскова плотности и выразительности, приглушённый колорит, измельчённость деталей, использование московских прорисей, в основном без каких-либо дополнений.
Однако даже в рамках этого направления псковские иконописцы выдают своё стремление к самобытности, вводят излюбленные детали, такие как киноварные лучи Фаворского света в Преображении и мандорла в Успении Богоматери.
Созданы иконы около середины XVI века и стилистически во многом близки иконам-двухрядицам (праздничный и деисусный ряды) Дмитриевского чина, представленным в действующей экспозиции Псковского музея.
16+
Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц старше 16 лет. © Информационно-деловой портал iluki.ru Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-45157 от 20 мая 2011 г. Учредитель - ООО "МТК". Проект группы компаний “МАРТ”. Главный редактор Васильев С.В. Тел/Факс редакции: 8(81153)45-004; E-mail редакции: red@iluki.ru, по рекламе reklama@iluki.ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на iluki.ru обязательна!
© 2025 iluki.ru. Все права защищены.