iluki.ru

Подсанкционный авторынок: на чем будут ездить россияне и где брать запчасти?

Подсанкционный авторынок: на чем будут ездить россияне и где брать запчасти? - 2023-04-19 16:09:00 - 2

Влияние санкций, которые наложили на Россию после начала СВО, распространилось на все сферы жизни граждан: в аптеках сложно купить некоторые лекарства, из магазинов пропала оригинальная Coca-Cola, а ее отечественный аналог не всех устраивает, российские банки поэтапно отключают от SWIFT, что осложняет денежные переводы между странами и оплату иностранных сервисов. Ограничений и запретов стало так много, что страна стала мировым лидером по количеству санкций, обогнав Иран, Сирию и КНДР.

Сильно от санкций пострадала автомобильная промышленность. Любой водитель, которому за последний год приходилось менять расходники, перебирать подвеску, разбитую на ямах, или просто менять масло в двигателе, знает: цены взлетели в космос. Аналитики посчитали, что средний чек на автозапчасти вырос примерно на 30%, а детали от брендов, которые ушли из России, вообще стали стоить на 50-60% дороже. И это при условии, что вам удастся их достать.

Оценив ситуацию на рынке автозапчастей, в Банке России решили изменить правила ремонта автомобилей по ОСАГО. С сентября прошлого года расчет стоимости ремонта учитывает цену аналоговых запчастей, если оригинальных деталей на рынке нет. Конечно, аналоги могут быть в разы хуже оригиналов, особенно если речь идет о машинах дорогого сегмента. Подход с аналоговыми запчастями теперь применяется ко всем маркам автомобилей, независимо от страны производства. В ЦБ считают, что только так можно обеспечить равные условия для всех автовладельцев. На практике, конечно, хозяин дорогой иномарки вряд ли станет ремонтировать свое авто дешевыми и ненадежными комплектующими.

В правительстве, тем временем, решили, что, раз ОСАГО уже не покрывает стоимость ремонта автомобиля, то в стране надо создать свою индустрию по восстановлению поддержанных автозапчастей и использовать их для ремонта по страховке.

Водители такую инициативу приняли без особого оптимизма. На днях депутаты предприняли очередную попытку спасти рынок ОСАГО: страховку теперь можно будет заключать всего на месяц. Правда, стоимость месячного полиса может оказаться довольно высокой, и целесообразность такого подхода не очень понятна. Но если вдруг вам автомобиль нужен только летом, а остальное время он простаивает, то может это и будет оправдано.

Продажи новых автомобилей в прошлом году рухнули примерно на 60%. Даже народный «АвтоВаз» несколько раз поднимал цены в 2022-м и снова повысил их в марте 2023 года. Генеральный директор компании заявляет, что Lada все равно прибавляет в цене меньше, чем в России сейчас инфляция.

Аналитики считают, что покупательная способность граждан не восстановиться еще долго:

«Даже если объем ввоза автомобилей в страну по параллельному импорту наладится, даже если на рынке появятся новые бренды, запустятся новые производства, покупательская способность быстро не восстановится. Количество покупателей, способных приобрести автомобиль по новым, более высоким ценам, будет уменьшаться»


отмечает глава аналитического агентства Gruzdev-Analyze Александр Груздев

Увеличение среднего возраста эксплуатируемых в стране автомобилей и снижение активного автопарка приведут к увеличению среднего чека на ремонт автомобиля на СТО, считает директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова. Средний возраст автопарка в России сейчас составляет 11,2 года, в дальнейшем это значение будет расти. Людей, которые могут позволить себе покупку нового автомобиля, становится меньше, а значит старым автомобилям чаще будет требоваться дорогостоящий ремонт сложных узлов и агрегатов.

К показателям продаж 2021 года российский рынок сможет вернуться только через 5 лет, при условии улучшения геополитической ситуации и развитии параллельного импорта, полагают эксперты, опрошенные «Ведомостями». На скорое возвращение крупных брендов и снятие санкций особо рассчитывать не стоит. На помощь в сложной ситуации пришли китайцы и корейцы. Автомобили этих стран, считают специалисты, в будущем станут основой нового автопарка России. Так, например, много шума надела новость о возрождении легендарного советского автомобиля «Москвич». Собирают обновленный «Москвич» на бывшем производстве Renault, правда, при ближайшем рассмотрении советская легенда оказалась китайским кроссовером JAC, который в России уже давно продается. Цена на «Москвич» зампреду Совбеза Дмитрию Медведеву показалась высоковатой: стоимость отечественного варианта стартует от 1,97 млн рублей, а электрической версии – от 3,5 млн. Зато с запчастями проблем не будет.

В прошлом году в России временно разрешили выпускать автомобили любых экологических классов, включая «Евро-0». С 1 июня Минпромторг собирается поднять минимальную планку требований к новым машинам до «Евро-2», а к ноябрю обязать оснащать все новые автомобили антиблокировочной системой, которую тоже временно разрешали не ставить в новые машины из-за проблем с поставками деталей.

В Европе экологический стандарт «Евро-2» был принят в 1995 году, но до России дошел только к 2005-му. К 2025 году в странах Евросоюза заработает стандарт «Евро-7», а какой стандарт будет действовать к этому времени в России остается только гадать. Проблема отставания России от принятых стандартов топлива возможно не звучит для наших соотечественников так остро, но допуск на дороги «грязных» автомобилей неминуемо повлечет за собой ухудшение экологической ситуации в стране. За минувшие десятилетия России удалось улучшить свой индекс экологической эффективности, но все усилия по борьбе с загрязнением окружающей среды в итоге могут обнулиться. Ухудшение экологии за последние пять лет заметила почти треть россиян, которые жалуются на грязный воздух, мусорные свалки и озера. Возможно, стоит быть готовыми к тому, что дышать в Российских городах станет еще тяжелее.

Тем временем к концу подходит эпоха двигателей внутреннего сгорания. В 2013 году во всем мире продали всего около 200 электрокаров (включая гибриды), а в сейчас их продажи исчисляются миллионами. В 2022-м больше 10 миллионов человек стали счастливыми обладателями электромобилей. К 2030 году многие европейские страны запретят продажу автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а многие старые бензоколонки переоборудуют в общественные пространства и детские площадки. Какое место в этом будущем займет наша страна, сможет ли преодолеть трудности, с которыми мы столкнулись в последние годы, мы узнаем совсем скоро.

София Гелетей
19.04.2023/ Мир

ДРУГИЕ НОВОСТИ


16+

LiveInternet Top.Mail.Ru
top