Колоссальные проблемы испытывает кинопрокат не только в Великих Луках, но и по всей России. Привлекать зрителей на сеансы сначала было нельзя, потом стало нечем. Отрасль выживает из последних сил, придумывая способы дополнительного заработка, обходя санкции. Удаётся далеко не всем: сокращается количество залов, закрываются целые кинотеатры. Так и в городе на Ловати, в котором когда-то было десять кинотеатров, остался один зал.
Во время новогодних каникул на iluki.ru была опубликована новость про успешный прокат фильма «Чебурашка». В комментариях читатели возмутились, что попасть на показ картины в ТЦ «Апельсин» крайне сложно. Мы решили разобраться, почему трудности с посещением зала на 77 человек возникают в 100-тысячном городе так редко, несмотря на то, что «Рубин» и «Родина» не работают больше года. И как вообще жил рынок кинопроката в 2022 году.
Когда начались проблемы?
Первой по рынку ударила пандемия коронавируса. Досуговые учреждения были закрыты по всей стране в марте 2020-го и оставались без посетителей где-то до середины июля, а в отдельных регионах и дольше. Жители Псковской области вновь сходить в кино смогли лишь после 15 августа. И то ненадолго: осенью запрет на посещение был установлен вновь. Но даже в то время, когда работа кинотеатров вроде бы возобновлялась, действовали ограничения по заполняемости залов, а отправиться в кино решались далеко не все любители фильмов, опасаясь COVID-19. Таким образом, прокатчики не получали даже половины от привычной выручки.
Осложнили обстановку отложенные запуски в прокат голливудских блокбастеров. Многие фильмы, снятые до весны 2020 года, до сих пор не дошли до зрителя. Премьеры других постоянно переносились: сначала на месяц, потом на полгода, год, два. Один из самых ярких примеров – новая часть саги о Джеймсе Бонде «Не время умирать». Выход ленты в прокат был намечен как раз на весну 2020-го, но на экранах картина появилась лишь осенью 2021 года. Такое же смещение выпуска произошло с фильмами, которые сейчас знают многие: «Дюна», «Веном-2», «Французский вестник», «Охотники за привидениями».
Пока голливудский кинематограф переживал застой, а посещение кинотеатров было либо запрещено, либо сильно ограничено, владельцы такого бизнеса несли колоссальные убытки: плату за аренду площадей, коммунальные услуги, труд персонала никто не отменял. По данным «Фонда кино», за ковидный год объем рынка кинопроката в России сократился на 58,8% по кассовым сборам или на 32,6 млрд рублей и на 59,6% - по количеству проданных билетов. Основная часть вырученных средств пришлась на допандемийные месяцы.
Российские власти обещали помочь отрасли. На пресс-конференции в декабре 2021-го Владимир Путин говорил, что представители пострадавших от пандемии сфер первыми получат госпомощь. «Это и льготное кредитование, и прямая поддержка, связанная с сохранением рабочих мест и уровня заработной платы, и льготы по кредитам, и рассрочка по кредитам, и льготная аренда. Ряд мер сейчас продлен. Правительство идет на это сознательно, понимая, что происходит», - пояснял тогда президент.
Казалось, ситуация начинает налаживаться, но, пока все сидели на самоизоляции, активно стали развиваться стриминговые сервисы. Утратив возможность показать свои творения на больших экранах, создатели кино перешли на малые. Именно в 2020 году мейджоры стали выпускать свои картины сначала в онлайн, а только потом в оффлайн, или одновременно в обоих форматах. На такую работу перешла, к примеру, студия Warner Bros., заключившая контакт с HBO Max. Компании, которые в доковидные времена снимали лишь сериалы, обратили внимание на полнометражное кино и документалки. В этом направлении, например, второй год успешно развивается Netflix.
В России создатели аналогичных платформ не отставали. Уже существующие «Иви», «Кинопоиск» и Premier включились в борьбу за внимание зрителей, предлагая всё более выгодные условия подписки и на скорость выкупая права на показ зарубежных многосериек, полнометражных лент, документальных фильмов. Стали появляться и новые сервисы.
Это был ещё один удар по кинотеатрам. У россиян появился выбор: посмотреть кино дома или отправиться в зал. Чем шире становился ассортимент картин на стримингах, тем более скудным оказывался поток зрителей в кинотеатры. Наши сограждане решили, что приготовить попкорн можно и дома, а раз в месяц отдать за подписку 200-400 рублей выгоднее, чем примерно такую же сумму с человека выложить за разовый просмотр одной ленты.
Что потом?
В 2021 году владельцы кинотеатров, наконец, смогли подсчитать убытки от пандемии. Тогда прокатчики надеялись сохранить хотя бы 70% прошлогодней выручки. В планы вмешалась специальная военная операция в Украине и введение санкций. Уже в марте 2022-го из России начали уходить крупнейшие мировые студии. Тогда была надежда, что эти ограничения коснутся лишь весенних кинопремьер, но большое кино не вернулось в страну до сих пор.
После приостановки деятельности в РФ таких крупных игроков рынка, как Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount, в российский прокат не вышли новый «Бэтмен», фильм Marvel про доктора Стрэнджа и «Мир Юрского периода: Господство». Эти три картины собрали в мире от 800 млн до 1 млрд долларов и могли бы принести существенную прибыль к тому моменту два года страдающим кинотеатрам нашей страны.
Исчезновение голливудских блокбастеров с больших экранов катастрофически снизило поток зрителей. По данным журнала «Профиль», за первую неделю марта, когда в кино ещё можно было посмотреть зарубежные картины, россияне купили 2,2 млн билетов, ко второй количество сократилось уже до 1,4 млн, а сейчас едва держится на уровне 500–800 тыс. в неделю. Оживление возникает лишь при выходе в прокат мультиков и семейных картин. Так рекорды по сборам бьёт упомянутый в начале «Чебурашка». Комедия, появившаяся на экранах 1 января, уже стала самым кассовым российским фильмом в истории отечественного проката, обогнав «Холопа». По подсчётам на 10 января, знакомый всем с детства ушастый персонаж заработал 3 085 162 454 рубля.
Эти всплески интереса россиян к прокату на большом экране едва удерживают кинотеатры на плаву. По сравнению с доковидным 2019-м сейчас они зарабатывают в четыре раза меньше, тогда как инфляция в стране делает своё дело – цены на всё растут.
Представители отрасли обратились к правительству с просьбой о помощи, ведь в текущей политической и экономической ситуации они страдают не меньше, чем в пандемию. Об этом писала газета «Ведомости». Письмо в адрес главы Минкульта Ольги Любимовой и премьер-министра Михаила Мишустина подписали руководители профильных
ассоциаций – владельцев кинотеатров, продюсеров кино и телевидения, анимационного кино, а также топ-менеджеры крупнейших киносетей страны – «Каро», объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино», «Киномакс», а также «Синема Стар». Они просили выделить сфере 6,5 млрд рублей, но получили отказ. Оказывать прокатчикам поддержку в условиях проведения СВО и экономического давления со стороны Запада власти не намерены.
Как в Великих Луках?
Не выдержали шторма и кинотеатры города на Ловати. Из трёх, работающих на начало пандемии, до сегодняшнего дня дотянул лишь один. Залы в торговом центре «Рубин» закрыли двери навсегда, а «Родина» находится в подвешенном состоянии. По официальной версии, в нем проводится реконструкция, сроки которой не обозначены. Великолучане даже пожаловались губернатору Псковской области Михаилу Ведерникову. Ответить на вопросы, кому принадлежит здание кинотеатра и почему оно остается закрытым полтора года, предстоит главе администрации Великих Лук Андрею Беляеву.
Коммерческий директор ООО «Кино Парк», владеющей кинотеатром в ТЦ «Апельсин», Андрей Безгуб в беседе с корреспондентом iluki.ru признался: по сравнению с четвёртым кварталом 2021 года к концу 2022-го выручка сократилась в три раза. «Про период с марта по октябрь вообще не хочется вспоминать (за исключением мая месяца, но там была совместная акция с компанией «Централ Партнершип» с билетами по 50 рублей). Средняя посадка была 5-7%», - рассказал Андрей. Он подтвердил: зрителей стало значительно меньше, несмотря на то, что в Великих Луках на 100 000 населения остался всего один зал на 77 мест. «Это связано с неуверенностью людей в завтрашнем дне, СВО, уходом иностранных компаний с кассовыми фильмами. Российские премьеры бывают удачными, но их снимают недостаточное количество», - подтвердил представитель отрасли.
В маленьком провинциальном городе ситуация с кинопрокатом куда более удручающая, чем в крупных населённых пунктах. На заполняемость залов повлияли не только ограничения по COVID-19, развитие онлайн-платформ и санкции. Отток молодёжи тоже наносит серьёзный удар. По данным ВЦИОМ, чаще других в кинотеатры ходят люди в возрасте от 25 до 44 лет. Так было до пандемии и есть сейчас.
Чем сильнее сокращается количество работоспособных граждан в городе, тем больше страдают, в том числе, кинотеатры. В Псковской области эта статистика печальна. К 2021 году естественная убыль населения региона составила 8331 человек. Естественного прироста Псковщина не показывала, как минимум, с 1990-го.
Уезжают из Великих Лук и области по разным причинам, но основной остаётся низкий заработок. По уровню зарплат Псковщина на последнем месте среди регионов Северо-Запада. Официальная статистика указывает: средняя заработная плата в Псковской области к октябрю 2022 года составляла 38 714 рублей. Бюджетникам её подняли в 2023-м.
На деле же большинство жителей региона и Великих Лук, в частности, получает от 13 до 30 тысяч рублей. С таким уровнем дохода не все могут позволить себе потратить за один билет в кино 300 рублей. При этой цене семье из трех человек поход в зал обойдётся минимум 900 рублей, если отказаться от еды и напитков.
Тем не менее, великолучане продолжают ходить в кино. Коммерческий директор «КиноПарка» Андрей Безгуб сообщил, что в среднем за минувший год самыми посещаемыми оставались семейные картины и мультфильмы, куда горожане приходят для проведения досуга с детьми. «На фильмы с маркировкой 12+ и выше зрители ходят неохотно. Самый кассовый фильм 2022-го, не считая новогодних каникул, был «Непослушник-2». На него в среднем приходило 35 человек на сеанс», - поделился представитель индустрии в Великих Луках. Он рассказал, что ажиотажный спрос на билеты бывает только в новогодние праздники. В остальные дни на сеанс свободно можно попасть даже в день премьеры.
Альтернативных способов заработка у провинциального кинотеатра не так уж много. В ТЦ «Апельсин» - только продажи снеков и напитков. «На попкорн у нас не самые высокие цены. Если сравнивать с кинотеатрами в других городах и с ярмарками, которые проходят в Великих Луках, то мы продаем попкорн дешевле. Но, опять же, выручка «бара» полностью привязана к посещаемости кинотеатра: если нет зрителя, нет и продаж», - рассказал Андрей Безгуб.
Никаких мер поддержки великолукский кинотеатр не получал даже после пандемии, не говоря уж о ситуации 2022 года. «Думаю, помогать нам никто не планирует», - заключил коммерческий директор «КиноПарка».
Самый кассовый фильм 2022-го, не считая новогодних каникул, был «Непослушник-2». На него в среднем приходило 35 человек на сеанс
коммерческий директор ООО «Кино Парка» Андрей Безгуб
Какой выход?
Пока одни кинотеатры закрываются, другие ищут выход из положения. В 2022 году владельцы бизнеса стали чаще сдавать помещения под частные мероприятия, вывели на большие экраны блогеров и телевизионные форматы, повторили ленты, которые с успехом прошли в прокате 5, 10 и даже 20 лет назад, показывали театральные постановки. Все эти ухищрения если и смогли привлечь зрителей, то даже не наполовину в том объеме, который был утрачен за годы проблем.
По мнению главы Минкульта Ольги Любимовой, после ухода голливудских мейджоров, российским кинопроизводителям предстоит колоссальное количество работы. Чтобы закрыть потребности россиян в премьерах, отечественная индустрия должна выпускать около 300 фильмов в год, 60 из которых – крупные релизы. Министра цитировало ТАСС. Аналогичное число годом ранее называл режиссёр Карен Шахназаров в интервью порталу «Кино-театр.ру». По словам Любимовой, профильное ведомство ищет способы поддержки отрасли, но позаботиться о выживании должны и сами прокатчики. «Конечно, кинотеатры жили в другой экономической модели. Фильмов было много, контента было много. Был американский, европейский, авторский. И еще три раза кинотеатр думал, что ему расписать, чтобы было еще выгоднее. Да, поменялась модель, поменялась ситуация. Значит, нужно просчитать. Значит, нужно учиться договариваться с другими организациями, искать своего зрителя. Он раньше просто сам приходил», - заявила руководитель Минкульта.
Одной из мер помощи кинотеатрам ведомство считает их включение в «Пушкинскую карту». Благодаря программе молодежь получает скидку на покупку билетов, а разница в цене компенсируется за счёт государства.
Ещё одним способом привлечения зрителей оказался показ зарубежных фильмов без прокатного удостоверения. Первыми западные новинки без соответствующих разрешений стали показывать региональные кинотеатры. Так к концу апреля на больших экранах России стартовал долгожданный «Бэтмен», которого к июню показывали уже около 30% залов страны. Качество ленты было отменным: её премьеру в стране отменили всего за день до старта проката, поэтому копия уже была у кинотеатров. Нелегальным станет и показ «Аватара-2», который в Великих Луках начнется 12 января.
Представители кинотеатров по всей России практически не комментируют прокат картин от ушедших студий. Одни говорят «Не спрашивайте, как мы это сделали», другие заявляют о готовности выплачивать производителю долю, но не объясняют происхождение фильма, который видит зритель. Издание DTF сообщает, что в РФ показывают купленные напрямую или через посредников копии, которые были отправлены в кинотеатры Казахстана, Белоруссии и других стран СНГ.
Юристы утверждают, что такая работа незаконна, даже если прокатчики намерены в будущем произвести отчисления правообладателям. Показ иностранных фильмов без прокатной лицензии, возрастного ценза и с продажей билетов «из-под полы» нарушает не только права студии, но и законы РФ. Чтобы у кинотеатров не возникло проблем, им необходима правовая поддержка от государства. Решить трудности мог бы госфонд, уверен замгендиректора петербургского кинотеатра «Великан Парк» Валерий Карпов. Его цитировал «Кинопоиск».
Обходя законодательство и придумывая новые ухищрения для привлечения россиян в кино, представители индустрии пытаются удержать на плаву бизнес, который стремительно идёт ко дну. Эпидемиологическая обстановка, запреты, падение доходов граждан, серьезные расходы из госказны, а также общая атмосфера в стране подкосили, но не убили отечественных прокатчиков. По данным на осень 2022 закрылись лишь около 6% кинотеатров по всей стране.
Какие ожидания?
В новый год владельцы прокатного бизнеса смотрят с надеждой. Стриминговые сервисы стали сдавать позиции: дешевые варианты подписок предлагают всё меньший ассортимент фильмов и сериалов, стоимость аренды или покупки полнометражек выросла.
Выход в кино – это, в первую очередь, совместное времяпрепровождение, а уже потом фильм
коммерческий директор ООО «Кино Парка» Андрей Безгуб
Представители кинопроката в Великих Луках тоже верят в лучше, но остаются реалистами. Коммерческий директор ООО «Кино Парк» Андрей Безгуб назвал условия, при которых отрасль в городе на Ловати может хотя бы начать двигаться к прежним показателям. По его словам, люди должны снова захотеть культурно проводить время. «Ведь выход в кино – это, в первую очередь, совместное времяпрепровождение, а уже потом фильм», - подчеркнул Андрей. Вторым фактором, который пока негативно сказывается на прокат, по мнению великолукского предпринимателя, является недостаточно высокий уровень жизни населения. «Я прекрасно понимаю людей, которые не ходят в кино. Ведь если идти семьёй, купить билеты, попкорн, напитки, то это 1000-1500 рублей», - подытожил собеседник iluki.ru. Такие траты не все могут себе позволить регулярно, несмотря на то, что кинотеатры уже два года не повышают цены на билеты.
За время кризиса те представители отрасли, что выжили, научились по-настоящему ценить зрителей, смогли придумать новые способы заработка, перестроиться и начали приучать россиян к кинематографу разных стран. В прокате можно встретить ленты из Великобритании, Испании, Италии, Франции, Японии, Южной Кореи и Казахстана. Остаётся лишь надеться, что в России постепенно изменится отношение к самому походу в кинотеатр: он снова станет культурным мероприятием, досугом для всей семьи, превращающимся в приятное, теплое воспоминание.
16+
Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц старше 16 лет. © Информационно-деловой портал iluki.ru Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-45157 от 20 мая 2011 г. Учредитель - ООО "МТК". Проект группы компаний “МАРТ”. Главный редактор Васильев С.В. Тел/Факс редакции: 8(81153)45-004; E-mail редакции: red@iluki.ru, по рекламе reklama@iluki.ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на iluki.ru обязательна!
© 2024 iluki.ru. Все права защищены.