У российских авиаперевозчиков стали забирать самолеты, комплектующие и обслуживание, но ограничения ударят по транспортной и туристической сферам всех участников противостояния.
Что случилось?
Американский авиаконцерн Boeing приостановил поставки запчастей, обслуживание и техподдержку российских авиакомпаний. Об этом в своем Twitter написал журналист Reuters Дэвид Шепардсон со ссылкой на пресс-службу компании. Заморожены также все основные операции в Москве, работа украинского офиса и деятельность учебного центра в Сколково. Последний считается одним из лучших мест для переобучения и поддержания квалификации пилотов, летающих на боингах.
Авиастроительный концерн Airbus сделал похожее заявление. Компания приостанавливает деятельность инженерной площадки в России, а также услуги поддержки отечественных авиакомпаний. Соответствующую информацию опубликовало агентство Reuters. Правда, не уточняется, о какой именно площадке идет речь. На территории РФ у Airbus есть совместное предприятие с российскими партнерами — инженерный центр «ИКАР», 51% в СП, еще 45% — у АО «Система-инвест» (входит в АФК «Система), 4% — у ГК «Каскол».
На фоне санкций ведущие мировые производители моторов и запчастей для самолетов прекратили сотрудничество с авиакомпаниями из РФ. К ним относятся производители авиадвигателей CFM International, Pratt & Whitney и Rolls-Royce, производитель авионики Collins, поставщик авиационного оборудования и интерьеров Safran, а также провайдер услуг техобслуживания StandartAero.
Почему это произошло?
Меры вошли в один из санкционных пакетов против РФ. Подробно обо всех ограничениях, которые стали ответом на спецоперацию России в Украине, вы можете прочитать в материале на нашем сайте.
Первыми о новых ограничениях по экспорту высокотехнологичной продукции в РФ объявили США. Теперь поставщики должны получать у Бюро промышленности и безопасности лицензии на все подконтрольные регулятору продукты. В их число входят авионика и компоненты для аэрокосмической отрасли. Причем ограничение затронет товары, которые производят сами Соединенные Штаты, а также иностранное производство на основе американских технологий.
Запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям ввел также Евросоюз. Кроме того, компаниям стран ЕС нельзя оказывать услуги по страхованию и техобслуживанию гражданских воздушных судов, а лизинговые корпорации должны в течение месяца вернуть себе все сданные в аренду самолеты.
Кроме того, США, ЕС, Великобритания и Канада закрыли воздушное пространство для российских воздушных судов.
Какие последствия для РФ?
Минимум шесть крупных российских компаний уже получили уведомления о расторжении договоров с европейскими лизингодателями. Об этом пишет «КоммерсантЪ». Таким образом, уже сейчас остро встает вопрос об организации вывозных рейсов для россиян, застрявших в санкционных странах. Проблема в том, что авиаперевозчики отказываются предоставлять воздушные суда, которые могут задержать в других странах по требованию лизингодателя.
Подобная ситуация уже произошла с рейсом Nordwind Airlines в Мехико. У Boeing 777-300ER оказалась аннулирована страховка. Самолет вернули корпорации, отдавшей его в лизинг. По словам гендиректора аффилированного с перевозчиком туроператора Pegas Touristik Анны Подгорной, авиакомпания предварительно не получала никаких уведомлений от лессоров, а об аннулировании страховки оператор флота узнал из сообщений «соответствующих служб».
Вечером 2 марта американские власти заявили, что будут задерживать российские самолеты в воздушном пространстве США. При этом сами борта Соединенные Штаты грозят перехватывать, а экипажи – задерживать.
Вероятность «приземления» крайне велика практически для всех самолетов и вертолетов иностранного производства, которые заняты в пассажирских перевозках в России. Введенные санкции напрямую бьют по транспортной отрасли. В ближайшее время авикомпаниям предстоит решить, что делать со своим парком. Из 980 лайнеров, летающих в нашей стране, в лизинге находятся 777. Именно они составляют основу авиапарка.
Западными ограничениями для российской отрасли запрещено практически всё. Из функций остается только предполетный осмотр. Он нужен, чтобы самолеты могли вылететь из России и оказались переданы лизингодателю.
Можно выделить четыре главные проблемы, которые сейчас стоят перед гражданской авиацией РФ:
Какие последствия для Запада?
От 6 до 32 процентов потеряли на бирже европейские авиакомпании в день, когда Россия закрыла для них свое воздушное пространство. Западные перевозчики остались без почти 200 тысяч рейсов в год, а вот азиатские компании пока продолжают летать в РФ. Запрет на использование российского «воздуха» лишил европейцев возможности конкурировать с Азией по прямым перелетам между двумя частями континента. Причем речь не только о пассажирских, но и о грузовых рейсах.
Если Россия решит отдать лизингодателям подсанкционные самолеты, компании сами окажутся в трудном положении. Корпорациям придется решать, куда отправить появившиеся в парке 500-700 воздушных судов. Сделать это сложно, так как авиарынок еще не пришел в себя от антиковидных запретов.
В целом, вводимые ограничения негативно скажутся на международном рынке пассажирских перевозок и туризма. Исполнение санкционных требований осложняется тем, что всё авиационное сообщество мира едва ли начало подниматься из-под пепла пандемии коронавируса.
16+
Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц старше 16 лет. © Информационно-деловой портал iluki.ru Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-45157 от 20 мая 2011 г. Учредитель - ООО "МТК". Проект группы компаний “МАРТ”. Главный редактор Васильев С.В. Тел/Факс редакции: 8(81153)45-004; E-mail редакции: red@iluki.ru, по рекламе reklama@iluki.ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на iluki.ru обязательна!
© 2025 iluki.ru. Все права защищены.