iluki.ru

Полёт окончен: какие последствия будут иметь беспрецедентные санкции Запада

Полёт окончен: какие последствия будут иметь беспрецедентные санкции Запада - 2022-03-03 18:30:00 - 2

У российских авиаперевозчиков стали забирать самолеты, комплектующие и обслуживание, но ограничения ударят по транспортной и туристической сферам всех участников противостояния.

Что случилось?

Американский авиаконцерн Boeing приостановил поставки запчастей, обслуживание и техподдержку российских авиакомпаний. Об этом в своем Twitter написал журналист Reuters Дэвид Шепардсон со ссылкой на пресс-службу компании. Заморожены также все основные операции в Москве, работа украинского офиса и деятельность учебного центра в Сколково. Последний считается одним из лучших мест для переобучения и поддержания квалификации пилотов, летающих на боингах.

Авиастроительный концерн Airbus сделал похожее заявление. Компания приостанавливает деятельность инженерной площадки в России, а также услуги поддержки отечественных авиакомпаний. Соответствующую информацию опубликовало агентство Reuters. Правда, не уточняется, о какой именно площадке идет речь. На территории РФ у Airbus есть совместное предприятие с российскими партнерами — инженерный центр «ИКАР», 51% в СП, еще 45% — у АО «Система-инвест» (входит в АФК «Система), 4% — у ГК «Каскол».

На фоне санкций ведущие мировые производители моторов и запчастей для самолетов прекратили сотрудничество с авиакомпаниями из РФ. К ним относятся производители авиадвигателей CFM International, Pratt & Whitney и Rolls-Royce, производитель авионики Collins, поставщик авиационного оборудования и интерьеров Safran, а также провайдер услуг техобслуживания StandartAero.

Почему это произошло?

Меры вошли в один из санкционных пакетов против РФ. Подробно обо всех ограничениях, которые стали ответом на спецоперацию России в Украине, вы можете прочитать в материале на нашем сайте.

Первыми о новых ограничениях по экспорту высокотехнологичной продукции в РФ объявили США. Теперь поставщики должны получать у Бюро промышленности и безопасности лицензии на все подконтрольные регулятору продукты. В их число входят авионика и компоненты для аэрокосмической отрасли. Причем ограничение затронет товары, которые производят сами Соединенные Штаты, а также иностранное производство на основе американских технологий.

Запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям ввел также Евросоюз. Кроме того, компаниям стран ЕС нельзя оказывать услуги по страхованию и техобслуживанию гражданских воздушных судов, а лизинговые корпорации должны в течение месяца вернуть себе все сданные в аренду самолеты.

Кроме того, США, ЕС, Великобритания и Канада закрыли воздушное пространство для российских воздушных судов.

Какие последствия для РФ?

Минимум шесть крупных российских компаний уже получили уведомления о расторжении договоров с европейскими лизингодателями. Об этом пишет «КоммерсантЪ». Таким образом, уже сейчас остро встает вопрос об организации вывозных рейсов для россиян, застрявших в санкционных странах. Проблема в том, что авиаперевозчики отказываются предоставлять воздушные суда, которые могут задержать в других странах по требованию лизингодателя.

Подобная ситуация уже произошла с рейсом Nordwind Airlines в Мехико. У Boeing 777-300ER оказалась аннулирована страховка. Самолет вернули корпорации, отдавшей его в лизинг. По словам гендиректора аффилированного с перевозчиком туроператора Pegas Touristik Анны Подгорной, авиакомпания предварительно не получала никаких уведомлений от лессоров, а об аннулировании страховки оператор флота узнал из сообщений «соответствующих служб».

Вечером 2 марта американские власти заявили, что будут задерживать российские самолеты в воздушном пространстве США. При этом сами борта Соединенные Штаты грозят перехватывать, а экипажи – задерживать.

Вероятность «приземления» крайне велика практически для всех самолетов и вертолетов иностранного производства, которые заняты в пассажирских перевозках в России. Введенные санкции напрямую бьют по транспортной отрасли. В ближайшее время авикомпаниям предстоит решить, что делать со своим парком. Из 980 лайнеров, летающих в нашей стране, в лизинге находятся 777. Именно они составляют основу авиапарка.

Западными ограничениями для российской отрасли запрещено практически всё. Из функций остается только предполетный осмотр. Он нужен, чтобы самолеты могли вылететь из России и оказались переданы лизингодателю.

Можно выделить четыре главные проблемы, которые сейчас стоят перед гражданской авиацией РФ:

  • Угроза остаться без самолетов
  • Невозможность легально получать запчасти
  • Невозможность обслуживать оставшиеся в стране воздушные суда
  • Отсутствие страхования, без которого самолет не может летать ни по стране, ни за рубеж

Какие последствия для Запада?

От 6 до 32 процентов потеряли на бирже европейские авиакомпании в день, когда Россия закрыла для них свое воздушное пространство. Западные перевозчики остались без почти 200 тысяч рейсов в год, а вот азиатские компании пока продолжают летать в РФ. Запрет на использование российского «воздуха» лишил европейцев возможности конкурировать с Азией по прямым перелетам между двумя частями континента. Причем речь не только о пассажирских, но и о грузовых рейсах.

Если Россия решит отдать лизингодателям подсанкционные самолеты, компании сами окажутся в трудном положении. Корпорациям придется решать, куда отправить появившиеся в парке 500-700 воздушных судов. Сделать это сложно, так как авиарынок еще не пришел в себя от антиковидных запретов.

В целом, вводимые ограничения негативно скажутся на международном рынке пассажирских перевозок и туризма. Исполнение санкционных требований осложняется тем, что всё авиационное сообщество мира едва ли начало подниматься из-под пепла пандемии коронавируса.

iluki.ru
03.03.2022/ Мир

ДРУГИЕ НОВОСТИ


16+

LiveInternet Top.Mail.Ru
top