iluki.ru

Убийства монахов, расхищение могил и “нехорошее место” в великолукской глуши: история погоста Славуй

Примерно в 20-ти километрах от Великих Лук расположена деревня Пески, рядом с которой находится погост Славуй. Там стоят руины церкви Святой Живоначальной Троицы, построенной приблизительно в 1785-1789 году помещиком Никифором Ачкасовым. В 1903 году при храме была открыта церковно-приходская школа. В церкви действовало три престола: Троицы Живоначальной, Георгия Победоносца и Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом с храмом небольшое сельское кладбище. Закрыта церковь была еще до войны, после того как местных священнослужителей зарубил топором то ли сумасшедший, то ли просто пьяный деревенский мужик. Вокруг этих мест за прошедший век сложилось так много баек и легенд, что в правдивость некоторых из них верится с трудом. В истинности этих историй корреспонденту iluki.ru помог разобраться заслуженный учитель РФ, историк и краевед Владимир Орлов.

И на погосте бывают гости

Добраться до погоста самостоятельно корреспонденту iluki.ru не удалось, дорога к руинам церкви находится в ужасном состоянии и преодолеть ее можно либо пешком, либо на полноприводном автомобиле. Подвезти меня вызвался местный житель по имени Дмитрий, который как раз колесит по окрестностям на подходящем транспортном средстве.

Погост Славуй и руины церкви Святой Живоначальной Троицы

Начало нашего пути проходило по возвышенности, с которой открывался живописный вид на небольшое озерцо, где, как шутит Дима, хозяйничают бобры. Приблизительно через километр дорога резко ушла в сторону и мы попали в настолько глухое и темное место, что даже при свете дня было сложно разглядеть местность, по которой мы ехали. Чем дальше мы продвигались по лесу, тем хуже становилась дорога: размытая и разбитая до такой степени, что автомобиль несколько раз застрял в грязи, но мастерство моего водителя помогло выбраться из колеи. Пока мы преодолевали бездорожье, Дима рассказал, что эти места облюбовали “черные копатели” со всей страны. В годы Великой Отечественной войны здесь велись ожесточенные бои с фашистскими захватчиками, так как в этих местах у немцев находился один из крупнейших опорных пунктов перед Великими Луками. Мемориал “Ступинская высота” располагается всего в паре километров отсюда, а наш автомобиль, тем временем, в очередной раз увяз в месиве из грязи и глины. К слову, охотников за трофеями в этих местах не останавливает даже опасность встречи с дикими зверями, которых, по словам водителя, в округе так много, что “можно случайно поздороваться с медведем за руку”, пробираясь через лес.

Наконец, проехав еще около двух километров, мы оказались в пункте нашего назначения - на погосте Славуй прямо перед руинами печально известной церкви Живоначальной Троицы. Примерно в 1917 году священнослужителей этой церкви убил топором мужик из одной из окрестных деревень. Зарубив монахов, он спрятался у себя дома в пустой бочке. За свое преступление убийца получил всего 10 лет тюрьмы, а после отсидки вернулся обратно в эти края.

Так церковь выглядит внутри

Через заросли бурьяна к церкви протоптана небольшая тропинка, которой мы и воспользовались, чтобы оказаться внутри здания. Здесь, несмотря на то, что от церкви уже давно почти ничего не осталось, в одной из ниш верующие разместили небольшой алтарь с иконой Троицы. В центре зала одиноко стоит крест, закрепленный на голой земле осколками кирпичей и плитки. По деревенской легенде, церковь была разрушена, когда какие-то поляки на вертолете украли у церкви золотой купол. Позже эту информацию мне подтвердил историк Владимир Орлов, только сорвали не купол, а крест, который был на нем установлен. По рассказу краеведа, в 80-е годы группа польских строителей работала на прокладке нефтепровода вблизи Великих Лук. Прилетев к храму на служебном вертолете они смогли зацепить крест на куполе церкви, ошибочно полагая, что он серебряный и за него можно выручить много денег. В результате таких манипуляций церковный купол рухнул, и храм, который хоть и пострадал, но смог выстоять в войну, был окончательно разрушен из-за человеческой жадности.

Мертвые с погоста не ходят

За церковью находится старинное сельское кладбище. Некоторым могилам на нем уже несколько сотен лет. Среди них в высокой траве одиноко стоит надгробная плита помещика Свистунова. Сверху на постаменте у надгробия чего-то не хватает, судя по всему - креста. Его, как говорит мой дружелюбный “экскурсовод” Дмитрий, давным-давно спилили кладоискатели, для которых это кладбище стало излюбленным местом поиска старинных артефактов. В своем корыстном желании раздобыть что-нибудь ценного такие кладоискатели не останавливаются ни перед чем и даже готовы совершать надругательства над останками, покоящихся здесь людей.

Владимир Орлов рассказал мне жуткую историю: где-то в середине 90-х черные копатели выкопали из склепа в храме четыре скелета, очевидно дворян Ачкасовых, которые и возводили церковь. Оскверненные кости оставили валяться на земле. Упокоили усопших архимандрит Сергий, бывший в те времена благочинным храмов Великолукского округа, руководитель почтамта Валерий Степанов и сам Орлов, которые приехали на место и положили останки в гроб. Архимандрит отслужил поминальную службу.

Особое внимание Димы привлекает одна из плит на кладбище, где, как он уверяет, покоится герой Бородинского сражения. Надписи на плите почти стерлись и заляпаны грязью, но у нас при себе была бутылка воды, и мы решили оттереть надгробие. Минут через 10-ть нам удалось прочитать надпись: “Артиллерии генерал-майор Александр Иванович Марков. Скончался 1843 г. октября 28 дня”.

Могильная плита Александра Маркова

Как позже удалось выяснить, в Бородинской битве Марков не участвовал, но в Отечественной Войне проявил себя в сражении при Полоцке, а в сражении при Лейпциге, в том же 1812 году, спас от гибели императора Александра I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, за что был представлен к ряду наград высочайшего уровня. Закончил свою военную карьеру Марков, к сожалению, бесславно и был предан суду «за злоупотребления власти над подчиненными и другие противозаконные поступки», после чего отстранен от службы.

Где-то на кладбище в Славуе похоронен еще один выдающийся человек - знаменитый мореплаватель Дмитрий Лаптев, но могила его, к сожалению, не сохранилась.

С погосту домой не носят

По рассказам краеведа Орлова, по дороге за церковью, где раньше находился подвесной мост через реку Ловать, соединявший погост Славуй с деревней Бугры, находится аномальная зона. Попадая в нее, путники начинают головокружение, их одолевает сильное чувство тревоги. Владимир говорит, что сам испытывал на себе влияние этого места в те времена, когда ходил в эти края в походы с младшими школьниками. Моста через реку уже давно нет: около двух десятков лет назад на него упало дерево, а восстанавливать его никто не стал. Проверять на себе влияние “нехорошего места” мы не решились. Но зная мрачную и кровопролитную историю этой местности невольно задумываешься о том, что аномалия возможна: останки скольких солдат, павших от пуль и снарядов фашистских захватчиков, до сих пор лежат не упокоенными в этой земле.

Земля эта, как говорит мой спутник, под ногами “звенит”. Как-то давно, рассказывает Дима, он тоже попробовал походить по низинам и опушкам леса с металлодетектором, поискать в земле “чего-нибудь ценного”. Но потом, после того как сам впервые посетил погост и побывал внутри церкви, искать ценности ему расхотелось:

— Неправильно это, - заключает мужчина.

Максим Мамай

iluki.ru
14.07.2020/ Город

ДРУГИЕ НОВОСТИ


16+

LiveInternet Top.Mail.Ru
top