iluki.ru

Выученная беспомощность русского народа

Выученная беспомощность русского народа - 2022-11-16 12:35:00 - 3

Почему русским так сложно дается финансовое благополучие, а каждому поколению приходится буквально «пересобирать» свою жизнь заново? Мы много говорим о прошлом: в учреждениях образования уделяется большое внимание патриотическому воспитанию, в календаре – не один праздник, который уходит корнями не только в XX, но и, например, в XVII век. Эти воспоминания действительно важны, но в нашем сознании они откладываются уже трансформировавшимися.

Речь о коллективной памяти. В разных странах, у разных народов она отличается, даже если рассматривать один и тот же период. К примеру, говоря о Второй Мировой войне, россияне вспоминают Сталинград, блокаду Ленинграда, французы – обращение Шарля Де Голля, американцы – атаку на Перл-Харбор и атомную бомбардировку, а англичане добавляют к списку вторжение Германии в Польшу. На эту тему есть целое исследование, которое показывает как общие воспоминания жителей всех стран, так и те, что отличаются.

Выученная беспомощность русского народа - 2022-11-16 12:35:00 - 2

На инфографике красным отмечены события, которые знаковыми считают только в одном государстве. О них не помнят и, возможно, даже не знают, жители других стран. Этим цветом отмечены практически все воспоминания россиян о Второй Мировой. Получается, что у каждого народа «своя» война, и все они были на самом деле. Просто в памяти людей остаются сражения, которые ближе именно для них: территориально или эмоционально. Тем не менее, большинство россиян уверено: события, которые помним мы, являются ключевыми для истории всего мира. Информация об этом содержится в другом международном исследовании. Согласно его данным, представители РФ оценивают свой вклад в мировую историю в 61%. Для сравнения: этот же показатель среди итальянцев достигает лишь 44%, китайцев – 42%, американцев – 30%, а швейцарцы и вовсе считают себя причастными к событиям лишь на 11%.

Память о прошлом отличается не только у разных народов. Она также зависит от поколений. Возьмем 90-е, о которых так часто сейчас говорят. Спросите об этом периоде современную молодежь, россиян среднего возраста, их родителей, а также бабушек и дедушек. Каждый из них будет вспоминать что-то своё: странную моду, дефицит на полках магазинов, путч, страх и безысходность после развала СССР. Каждый будет прав.

При этом нередко мы помним события не такими, какими они были на самом деле. Большая часть россиян уверена, что, покидая президентский пост, Борис Ельцин сказал: «Я устал. Я ухожу», а в своём знаменитом общении с крымскими пенсионерами Дмитрий Медведев произнес: «Денег нет, но вы держитесь». И первое и второе – заблуждения. Вы убедитесь в этом, если перейдете по ссылкам и посмотрите обе видеозаписи. Всё это – эффект Манделы. Его суть заключается в совпадении воспоминаний у группы людей, противоречащих реальным фактам. Причины возникновения феномена ещё изучаются, но исследователи уже выделили ряд психологических предпосылок. При эффекте Манделы люди не просто помнят события искаженными, но и могут испытывать сильные переживания по этому поводу, а также воспроизводить их вплоть до мельчайших деталей.

По одной из теорий, факты искажаются из-за «испорченного телефона». Людям свойственно преувеличивать, додумывать и приукрашивать, чтобы сделать историю эффектнее. Со временем ложь забывается, а история начинает казаться правдивой. Эффекту Манделы особенно подвержены люди, которые не склонны перепроверять информацию, у которых не развито критическое мышление. Многие слова они принимают за чистую монету и чаще становятся жертвами манипуляций. С развитием интернета эти факторы усугубляются: ложные утверждения быстрее распространяются и набирают популярность. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые рассмотрели 10 000 новостей из соцсетей и выяснили: слухи побеждают правду в 70% случаев. При этом недостоверную информацию распространяют люди, а не боты.

Искажаются воспоминания и в том случае, когда речь заходит о масштабных, болезненных событиях. Мозг отдельного человека или целых народов не готов справляться с этими переживаниями, поэтому вытесняет их или замещает. В результате людям даже не нужно договариваться, чтобы забыть не только собственные преступления, но и зверства, которые совершили над ними. Так, к примеру, сразу после Второй Мировой войны начали отрицать холокост. Уже в 1947 году французский нацист и коллаборационист Морис Бардеш утверждал, что истинной причиной гибели евреев были тяготы военного времени, голод и эпидемии. Его последователь Поль Рассинье год спустя заявил, что не уверен в существовании газовых камер и масштабе убийств (по общепринятым данным, холокост унес жизни около 6 млн человек).

В истории России немало травмирующих событий, поэтому неудивительно, что целый народ пытается вытеснить воспоминания, оставляющие шрамы на теле общества. Ими, как правило, являются репрессии, депортации и войны. Эти потрясения приводят к коллективной травме, лечить которую предстоит всей страной. Если этого не сделать, последствия будут проявляться в каждом последующем поколении. Так на современных россиян влияют большой террор, раскулачивание и коллективизация, голод в СССР, войны (не только мировые, но и Афганистан, Чеченские кампании), экономические кризисы 90-х, дефолт.

Даже если вам сейчас 20 лет и ничего из вышеперечисленного не испытывали на себе, это не значит, что события не затрагивает вас вовсе. Мы считаем, что разговорам о политике место на кухне, но не в обществе, из-за того, что в истории страны были массовые политические репрессии. Раскулаченные предки передали отсутствие веры в то, что собственность у человека невозможно отнять. Установку о том, что хлеб нельзя выкидывать, мы получили от бабушек или родителей, которые пережили голод. Мы не верим банкам, боимся инвестиций и вкладов, не считаем нужным копить, помня о ваучерах, финансовых пирамидах и дефолтах, ведь деньги «всё равно отберут».

Все эти травмы наделили россиян выученной беспомощностью. По оценкам психологов и социологов, ей обладают до 90% населения нашей страны. Синдром впервые был описан в 1967 году. Наглядно продемонстрировать его помог опыт над собаками. Их запирали в клетках, пугали громкими звуками и били током. Одной группе подопытных установили кнопку, которая отключала подачу тока. У второй группы такой возможности не было, их реакция на результат не влияла. На следующем этапе собак помещали в ящик с перегородкой и опять подавали ток. Животные из первой группы быстро догадывались: чтобы мучения прекратились, нужно перепрыгнуть барьер. Из второй – ложились на пол и просто терпели. У них сформировалась выученная беспомощность. Похожий эксперимент проводили с блохами в банке.

Эти опыты показывают, что определенные реакции на события формируются, когда у живого существа нет возможности повлиять на их исход. Так и с человеком: если ему не дают принимать решения, чрезмерно опекают, одергивают, он оставляет попытки что-либо сделать. Надежда на перемены утрачивается. В России людей десятилетиями наказывали за собственное мнение и стремление к лучшей жизни. Даже в школе нас не учат ни сотрудничать, ни озвучивать личную точку зрения. Наоборот, такие действия осуждаются и негативно влияют на оценки. В итоге выросло не одно поколение, которые уверено, что ничего не решает. Вспомните, сколько раз подобные слова вы слышали в своём окружении, как только речь заходила об очередных выборах. Возможно, даже вы сами их произносили. К слову, о том, как игнорирование политических процессов сказывается на будущем страны и её народа, у нас тоже есть материал. Прочитайте, если пропустили.

Беспомощность проявляется в трех сферах: мотивационная, эмоциональная и когнитивная. Человек теряет веру в себя и желание влиять на ситуацию, испытывает подавленность, вплоть до глубокой депрессии, и становится не способен обучаться тому, как выйти из ситуации. Он становится аморфным, покорным, манипулируемым. Чем больше таких людей, тем более явной становится тенденция в обществе. Целые народы верят, что от них ничего не зависит, что им не под силу ничего изменить. Они отмахиваются фразами «всегда так было» и «мы из другого теста», подписываясь под своей недееспособностью, но, на самом деле, страдая от синдрома выученной беспомощности.

Когда нам не дают ничего решать, раз за разом лишают перспектив, будущего, чувства безопасности, в том числе, в собственном доме, мы пытаемся сохранить стабильность хотя бы внутри своей семьи. Или даже только в самих себе: пока одни не видят реальность из-за травмы, другие сознательно выбирают «не смотреть» ни на настоящее, ни в будущее страны. Они концентрируются на личных заботах. К примеру, до 2022 года в России очень большая часть общества дистанцировала себя от государства и заявляла, что вне политики. Все эти люди давно отправились во внутреннюю эмиграцию. Они физически находятся в стране, но не участвуют в её жизни (не читают новости, не ходят на те самые выборы). Часть из них не согласна с политическим устройством или действиями власти, повлиять на которую не может, поэтому предпочитает не высказываться на эти темы вовсе.

Внутренние эмигранты появились не сегодня. Само понятие сформулировала французская писательница и журналистка Дельфина де Жирарден, жившая в 1804-1855 годах. Она писала очерки о повседневной жизни Парижа, которые были светскими хрониками 20-40-х годов XIX века. Де Жирарден впервые написала о «внутренней эмиграция» («émigration intérieure») 15 марта 1838 г. в одноимённом разделе своих «Парижских писем». Однако распространение термин получил лишь в следующем веке.

В Германии 1933–1945 годов жили художники и писатели, которые были против нацизма, но свою позицию не выражали. В Италии в эпоху правления Бенито Муссолини тоже встречались деятели искусства, не выступавшие против фашизма, но и не поддерживавшие его, предпочитая сторониться политического режима. В СССР часть граждан не ассоциировала себя с советским обществом, но и протеста не выражала. Термин «внутренняя эмиграция» принадлежал к жаргону советской публицистики и использовался в 1920-х годах как маркер для травли отдельных деятелей культуры, не проявлявших должной лояльности коммунистическим властям. К тем, кто эмигрировал внутрь себя, можно отнести, к примеру, Сергея Довлатова, Бориса Пастернака и Анну Ахматову.

Вынужденными «внутренними эмигрантами» были советские граждане, которые не воспринимали идеологию СССР, но жили обычной жизнью. Чтобы ни перед кем не отчитываться и сократить до минимума взаимодействие с государством, люди отказывались от карьеры и денег. Так в Советском Союзе среди кочегаров, дворников и сторожей было много представителей интеллигенции: люди с высшим образованием и даже учеными степенями сознательно выбирали такую жизнь. Они учились быть невидимыми для системы и получили название «граждане с фигой в кармане». На самом деле, внутренняя эмиграция – это бегство от реальности, которая рано или поздно всё равно догонит и победит. Произойдет это и с теми, кто страдает от выученной беспомощности: рано или поздно жизнь заставит их хотя бы попробовать взять на себя ответственность за происходящее. Этот процесс вряд ли будет мягким и приятным.

Чтобы избавиться и от выученной беспомощности, и от коллективной травмы, нужно заниматься осмыслением всякого неудобного прошлого, говорить о нем, обсуждать его с разных ракурсов. Проработать этот опыт необходимо, чтобы ужасы прошлого никогда больше не повторялись. После распада СССР в России обсуждался проект люстраций – комплекс мер по недопущению к власти бывших коммунистов и аппаратчиков. Закон так и не приняли. Более того, засекреченными остаются архивы НКВД и КГБ. Мнение о том, что «лодку» лучше не «раскачивать», часто звучит в российском обществе. Для людей это комфортно, так как все мы помним про коллективную травму. Жертвы потрясений и их потомки, и потомки потомков не хотят «ворошить прошлое».

Тем не менее, некоторые компенсации всё же выплачиваются жертвам репрессий, существуют выплаты за конфискацию имущества, а вот репараций за раскулаченную собственность или разрыв связей после депортации народов нет. Таблички акции «Последний адрес» можно встретить в разных городах страны на домах, из которых людей увозили в лагеря или на расстрел. Существует также акция «Возвращение имен», где россияне читают фамилии репрессированных. Обе они являются гражданскими. С помощью таких мероприятий жители страны пытаются как раз преодолеть проблемы прошлого, справиться с выученной беспомощностью и вернуться из внутренней эмиграции. Вот только государство эти действия не одобряет, а в некоторых городах России с подобными акциями даже пытаются бороться.

Не забывать трагические страницы истории помогают музей истории ГУЛАГа и Ельцин-центр. Оба этих учреждения показывают события не однобоко, рассказывая своим посетителям о промахах власти и великих трагедиях, а не только о героических подвигах.

Стоит ли говорить о неудобном прошлом, показывать его молодежи, сохранять такую память? Об этом в России много спорят. Подобные дискуссии означают лишь, что части истории, которые затрагивают музеи и акции, до конца не проработаны. Нам с вами это ещё предстоит.

Екатерина Иванова
16.11.2022/ Мир

ДРУГИЕ НОВОСТИ


16+

LiveInternet Top.Mail.Ru
top